Отчитаюсь, пожалуй, о прочитанном за год. Итак, 36 книг:
1.
Читая грандиозный роман Германа Мелвилла "Моби Дик, или Белый кит", я порой вспоминал морские произведения Джозефа Конрада ("Тайфун"...) и Эрнеста Хемингуэя ("Старик и море", "Острова в океане"), совершая в своём сознании своего рода перекличку через десятилетия между классиками англоязычной литературы. Очевидно, Мелвилл оказал немалое влияние на всех, кто впоследствии описывал судьбы человека и бытия не на земных, но на морских и океанских просторах. Напрашивается и сравнение "Моби Дика" с более ранним и единственным романом Эдгара По - "Повесть о приключениях Артура Гордона Пима". Кроме главного романа Мелвилла в этом издании "Иностранки" также представлены его повести и рассказы, в числе которых две морские: "Бенито Серено" и "Билли Бадд, фор-марсовый матрос" (ставшая его последним произведением). Я бы ещё выделил повесть "Писец Бартлби" и рассказ "Я и мой камин". Таким образом, весь январь, в его литературной части, я с удовольствием посвятил Герману Мелвиллу.
2.
Все четыре романа Кобо Абэ, вошедшие в это издание, по-своему хороши. В них, так или иначе, описывается пограничное состояние человека, помещённого в ту или иную экзистенциальную ситуацию. Так, в романе "Человек-ящик", в сущности, предсказано такое явление, как хикикомори. Роман "Совсем как человек" балансирует между фантастикой и психиатрией. Романы "Женщина в песках" и "Чужое лицо" экранизированы другом Кобо Абэ, известным японским режиссёром Хироси Тэсигахарой. Пересмотрев "Женщину в песках" и посмотрев "Чужое лицо", я бы отметил практически идеальную и буквальную экранизацию романа "Женщина в песках", так что фильм достоин книги, чего нельзя сказать об экранизации "Чужого лица", где режиссёр несколько отклонился от первоисточника. Таким образом, почти весь февраль у меня прошёл под знаком Кобо Абэ.
3.
В этом издании представлены четыре романа классика пиндостан и мировой литературы Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, принадлежавшего к "потерянному поколению". От той эпохи нас отделяет сотня лет, но книги Фицджеральда не могут устареть, как и любая настоящая классика. Три его романа экранизированы ("Великий Гэтсби", "Ночь нежна" и незавершённый "Последний магнат"), но экранизации, к сожалению, уступают оригиналу.
4.
Два романа и три рассказа, вошедшие в это Малое собрание сочинений Дэвида Герберта Лоуренса, дают довольно полное представление о творчестве этого яркого и самобытного писателя, ставшего одним из классиков не только английской, но и мировой литературы. Лоуренс показал во всех красках и с невиданной ранее откровенностью жизнь различных слоёв английского общества первой половины ХХ века. Интересно, что Фицджеральд в своих "Записных книжках" советовал начинающим писателям читать прежде всего Льва Толстого, Маркса и Лоуренса.
5.
Хороший и ёмкий обзор истории европейских искусств, от античности до постмодернизма. Алина Аксёнова сумела в этой сравнительно небольшой книге, написанной доступным языком, охватить все эпохи развития европейского искусства, сделав акцент прежде всего на живописи. Рассказ о каждом из художников снабжён соответствующими репродукциями из его творчества.
6.
Очень талантливо написанная книга, в которой Михаил Казиник увлекательно повествует о мировом и российском искусстве, о великих деятелях культуры: Бахе, Моцарте, Бетховене, Шекспире, Пушкине, Пастернаке, Рембрандте... Так, музыку Баха он сравнивает с теорией относительности Эйнштейна, утверждая, что в музыке Баха выражена сама структура Вселенной. Также он рассказывает удивительные случаи из своей жизни, когда ему удавалось приобщить к высокому искусству, казалось бы, очень далёких от него людей.
7.
"Погружение в музыку" - вторая книга Михаила Казиника. Она стала продолжением его книги "Тайны гениев". В своих книгах, как и в выступлениях, Интернет-проектах, встречах и т.д., Казиник предстаёт увлечённым и талантливым популяризатором культуры и искусства, не только классической музыки, но и живописи, поэзии, литературы... Читая и слушая Михаила Казиника, хочется вновь слушать и переслушивать классику.
8.
"Партитуры тоже не горят" Артёма Варгафтика - это интересные и увлекательные рассказы о девятнадцати композиторах. В каждой главе автор описывает определённые события из жизни и творчества того или иного композитора. Наряду с общеизвестными фактами, Варгафтик раскрывает и много нового, известного разве что специалистам по истории музыки. Конечно, у автора присутствует и свой субъективный взгляд, что особенно заметно в главе о Рихарде Вагнере, но в целом книга познавательна и читается с интересом.
9.
Чтение Джеймса Джойса у меня происходило не в хронологическом порядке: лет 15-20 назад я прочитал "Улисс" (от которого остался в восторге), в прошлом году прочитал цикл рассказов "Дублинцы" и вот сейчас - "Портрет художника в юности". И ещё раз удостоверился в том, что Джойс остаётся одним из любимых моих писателей. Именно при чтении "Улисса" и "Портрета художника в юности" чтение странным образом продолжалось даже во сне, чего, насколько я помню, не случалось с другими произведениями. Это какая-то магия Джойса. В "Портрете художника в юности" он описывает своё взросление, учёбу и становление в качестве мыслителя и писателя. Так, его альтер эго - Стивен Дедал - уже в детстве задумывался о Вселенной и своём месте в ней. Позднее, в годы ученичества, он отверг как политическую борьбу, так и религиозную карьеру, сделав выбор в пользу свободного художественного творчества, в чём и преуспел, создав впоследствии великий роман "Улисс" и став одним из крупнейших прозаиков ХХ века.
10.
"Тропик Рака" и "Чёрная весна" - два первых романа первой автобиографической трилогии Генри Миллера. Третий роман - "Тропик Козерога". Затем Миллер написал и вторую трилогию: "Сексус", "Плексус", "Нексус". Жанр, в котором писал Генри Миллер, можно определить как исповедально-автобиографическую прозу, порывающую с прежними традициями литературы. Именно начиная с "Тропика Рака", Миллер обрёл свою неповторимую художественную интонацию, своё лицо в пиндостан и мировой литературе. Из отечественных авторов с Генри Миллером можно сравнить покойного Эдуарда Лимонова. Примечательно, когда ещё молодые Прилепин и Шаргунов восхищались стилем Лимонова, то он отвечал им, что это не его заслуга и отсылал к Селину и Генри Миллеру, которых считал своими учителями.
11.
"Тропик Козерога" - заключительный роман первой автобиографической трилогии Генри Миллера. Если в первых двух романах ("Тропик Рака" и "Чёрная весна") Миллер описывает свой парижский период жизни и творчества, то в "Тропике Козерога" он повествует о более раннем, нью-йоркском периоде, рассказывая, в числе прочего, и о своём детстве, и о первой любви, о дружбе, об отношениях с женщинами, о работе, о своём понимании себя и мира в то время... И всё это в своей неподражаемой миллеровской манере, без оглядок на нормы приличия и литературные каноны. Стоит отметить перевод и примечания Ларисы Житковой, проследившей взаимосвязь идей Генри Миллера с даосской философией, теософией, философией Ницше и другими литературными и религиозно-философскими источниками.
12.
Качественное иллюстрированное издание в серии "Великие художники", посвящённое выдающемуся русскому живописцу Василию Верещагину. В альбоме представлены все знаменитые серии картин художника: Туркестанская, Индийская, Балканская, Палестинская, Наполеоновская и Японская. Описан весь жизненный и творческий путь Верещагина, с детства до трагической гибели. Упомянут и факт выдвижения Василия Верещагина на первую Нобелевскую премию мира 1901 года, за его публицистические публикации, проникнутые духом пацифизма.
13.
Этот том серии "Великие художники" посвящён Илье Репину, одному из крупнейших представителей русской школы живописи. В альбоме прослежены все основные этапы жизни и творчества художника, а также представлены наиболее известные его работы. Упомянуты и некоторые интересные детали биографии Репина, например его вегетарианство. В общем, отличное издание и замечательная серия.
14.
Двадцать первый том серии "Великие художники" посвящён замечательному французскому постимпрессионисту Полю Сезанну. Издание иллюстрировано картинами художника разных периодов творчества. Рассказана и биография Сезанна, его непростой путь от обучения живописи, через непонимание современниками - к признанию, которое пришло незадолго до его смерти. Хорошее качественное издание.
15.
Красочное и содержательное издание. В альбоме представлены редкие экспозиции разных времён. Например, уникальные позолоченные часы "Бахус", выполненные в виде повозки с восседающим на ней Бахусом и впряжённым в эту повозку слоном. Также в альбоме показаны и описаны многие другие раритетные и оригинальные вещи, созданные русскими, европейскими, иранскими и турецкими мастерами. Представлен и архитектурный комплекс Кремля.
16.
В тридцать шестом томе серии "Великие музеи мира" представлен антверпенский Королевский музей изящных искусств. В альбом вошла подборка экспонируемых в музее картин разных эпох, от Раннего Возрождения до ХХ века, как бельгийских (фламандских) мастеров, так и знаменитых живописцев иных стран: ван Эйка, Рубенса, ван Дейка, Рембрандта, Брейгелей, ван Гога, Модильяни... В музее выставлена большая коллекция работ замечательного бельгийского художника Джеймса Энсора, начинавшего как импрессионист, но позднее творившего в духе символизма и экспрессионизма. Соответственно, и в альбоме показан ряд работ Энсора.
17.
Роман Генри Миллера "Сексус" открывает вторую автобиографическую трилогию писателя, - "Благостное распятие" ("Роза распятия"), - в которой описывается Нью-Йоркский период жизни и творчества автора. Как и в первой, "Парижской трилогии", Миллер со всей искренностью и небывалой в то время откровенностью рассказывает о своей жизни, о своих женщинах и друзьях, размышляет об искусстве и философии, о природе литературного творчества... Роман "Сексус" далеко не всем придётся по вкусу, но таков уж Генри Миллер - новатор, экспериментатор и один из ярчайших пиндостан писателей.
18.
"Голый завтрак" - самый известный роман Уильяма Берроуза. Перед публикацией на родине ему, как и романам Генри Миллера, пришлось пройти через пиндостан суды, где, в конечном итоге, была признана социальная ценность романа, и он был разрешён к печати. В книгу частично входят судебные дебаты, где на стороне Берроуза выступал, в частности, другой крупнейший представитель битников, Аллен Гинзберг, а также введение и приложение, в которых Берроуз рассказал о своём пятнадцатилетнем наркотическом опыте. Собственно сам роман автор писал в наркотическом состоянии, а потому, по его словам, не помнит, как это происходило. Текст романа, в целом, бессюжетен. Действие происходит в вымышленной стране Свободия, где происходят самые невероятные события, сродни наркоманскому бреду, описание которых может выдержать далеко не каждый читатель. Вместе с тем, некоторые озарения Берроуза оказались пророческими, например описание контроля над обществом и личностями. "Голый завтрак" - несомненно один из самых неоднозначных и в то же время сильных текстов пиндостан литературы.
19.
"Мэгги Кэссиди" - один из первых автобиографических романов Джека Керуака, в котором он описывает события своей юности периода 1938-1940 гг. - школьных друзей, занятия разными видами спорта и первую любовь, а также свой отъезд в Нью-Йорк, вследствие которого он утратил первую любовь, а мир впоследствии узнал писателя Керуака, ставшего одним из лидеров битников, разбитого поколения.
20.
"В дороге" - наиболее известный, популярный и культовый роман Джека Керуака. Голос и образ жизни разбитого поколения выражен Керуаком на страницах этой книги как нельзя лучше: искренне, спонтанно, от всей души. Персонаж Сэл Парадайз - это сам Керуак. Прототипами для Дина Мориарти, Карло Маркса и Старого Буйвола Ли стали друзья Керуака и одни из ключевых фигур среди битников - Нил Кэссиди, Аллен Гинзберг и Уильям Берроуз. Роман читается на одном дыхании, ибо это дыхание самой жизни!
21.
"Бродяги Дхармы" - один из культовых романов Джека Керуака, по популярности сравнимый с его главным романом "В дороге". Как и "В дороге", "Бродяги Дхармы" читается на одном дыхании, я прочитал его буквально за два дня. Здесь и буддизм, и поэзия, и странствия, и сама жизнь - всё в едином потоке, выраженном через лёгкую и спонтанную, неподражаемую прозу Керуака. Несомненно, это одна из лучших книг, прочитанных мной в этом году.
22.
"Видения Коди" - пожалуй, самый странный и сложный для восприятия роман Керуака, в котором превалируют поток сознания, автоматическое письмо, отсутствует сюжет как таковой. В переводе сохранена оригинальная авторская пунктуация. Главным героем романа выступает, как и "В дороге", Нил Кэссиди, который здесь Коди Помрей, а сам Керуак - Джек Дулоуз. В качестве персонажей присутствуют их друзья-битники - Берроуз и Гинзберг (Бык и Ирвин). Отличительной чертой романа является распечатка магнитофонных записей, на которых запечатлены беседы Керуака и Кэссиди. В заключительной части книги Керуак вновь описывает свои отношения и путешествия с Кэссиди, которые стали основой романа "В дороге". Но, если "В дороге" читается легко, то "Видения Коди" осилит далеко не каждый читатель, из-за экспериментального стиля романа.
23.
"Биг-Сур" по праву считается одним из лучших романов Джека Керуака, наряду с "В дороге" и "Бродягами Дхармы". Джек Дулоуз (Керуак) по приглашению своего друга Лоренцо Монсанто (Лоуренса Ферлингетти) приезжает в Биг-Сур, на живописное Тихоокеанское побережье, чтобы пожить уединённо в хижине и избавиться от мирской суеты и алкогольной зависимости. Но если в заключительной части "Бродяг Дхармы" ему удалось надолго уединиться на горе, то здесь Керуак срывается снова в город и в запои, продолжающиеся затем и в Биг-Суре, с участием, в том числе, его самого близкого друга Коди Помрея (Нила Кэссиди). Два мощных запоя оканчиваются двумя приступами белой горячки, в последнем из которых Керуака посещают поистине апокалиптические видения. Завершается роман поэмой "Море", которую Керуак написал во время короткого уединения в Биг-Суре.
24.
"Одинокий странник" - это сборник малой прозы Джека Керуака, предваряемый краткой автобиографией, за которой следуют восемь даже не рассказов, а путевых зарисовок-размышлений. Здесь и описания Нью-Йорка, пиндостан и мексиканских странствий, и описание работы на железных дорогах и на корабле, повествования о горном уединении и о большом путешествии в Европу - через океан и от Танжера через Париж в Лондон... И всё это в знакомом керуаковском стиле - спонтанном, искреннем, непосредственном.
25.
В романе "Ангелы Опустошения" Джек Керуак описывает события, происходившие с ним и его друзьями в 1956-1957 гг., которые также частично отображены в его сборнике малой прозы "Одинокий странник". Начавшись горным уединением, действие романа развивается через путешествия в Сан-Франциско, Мехико, Нью-Йорк, Танжер, Париж, Лондон, снова Нью-Йорк и заканчивается поездкой Керуака со своей мамой в Калифорнию и Флориду. Как и всегда, Керуак постоянно находится в поиске: читает, пишет, медитирует, размышляет, беседует с друзьями, среди которых в романе вновь выведены его знаменитые друзья-современники - Гинзберг и Берроуз, а также и другие, менее известные, представители бит-поколения.
26.
В эту книгу вошли два произведения Джека Керуака, в которых описываемые события разделяют десять лет. "Сатори в Париже" повествует о втором посещении Керуаком Франции, в 1965 году, на сей раз на самолёте, туда и обратно, с целью исследовать своё генеалогическое древо, ибо предки его были французами. А в "Тристессе" рассказывается о пребывании автора в Мехико, в 1955 и 1956 годах, где он познакомился с наркозависимой Тристессой, которую безнадёжно полюбил. Это печальная повесть об обитателях мексиканского дна, проникнутая состраданием и попыткой понять - как и почему такое возможно? Керуак полагает, что всё это Майя и космическое кино, которое смотрит Бог и все живые существа.
27.
"Суета Дулуоза" - последний роман Джека Керуака, описывающий почти целое десятилетие жизни автора, с 1935 по 1946 годы: учёба в школе и в колледже, занятия пиндостан футболом, два плавания через Атлантику во время Второй мировой войны, знакомство с Берроузом и Гинзбергом, которые, наряду с Керуаком, стали позднее ведущими представителями бит-поколения. Подробно описана и трагическая история их общего друга Люсьена Карра (и Дэвида Каммерера), по которой в 2005 году был снят фильм "Убей своих любимых".
28.
В этом сборнике представлены три из шести написанных Чарльзом Буковски романов. Первый ("Почтамт"), третий ("Женщины") и последний ("Макулатура"). Все романы Буковски, кроме "Макулатуры", автобиографичны. Творчество автора проникнуто натурализмом, юмором и в то же время какой-то экзистенциальной грустью. Конечно, далеко не всем придутся по вкусу грубость и даже местами порнографичность писателя, что особенно проявилось в романе "Женщины", однако это искупается искренностью Буковски, читать которого интересно и смешно. Таков уж Чарльз Буковски.
29.
Жан-Поль Сартр - один из ярчайших деятелей на интеллектуальном и литературном небосклоне ХХ века: философ, писатель, драматург, публицист, общественный лидер... В этом сборнике Сартр представлен в своей драматургической ипостаси. Каждая из семи пьес интересна, захватывающа и идейна. В художественном творчестве автора его экзистенциальная философия как бы обретает плоть и кровь.
30.
Альбер Камю, - классик экзистенциализма, философ и писатель, драматург и публицист, - представлен в этом томе своим романом "Чума" и записками с 1942 по 1951 годы. Роман-притча "Чума" не только актуален на фоне текущей пандемии, но и раскрывает глубинную проблему Зла, которому обречены противостоять люди, как верующие, так и атеисты (например, священник и врач в романе). Три тетради записок отражают мышление Камю того периода: его мысли о себе, об эпохе, о творчестве, о классиках и современниках, а также наброски к его произведениям, включая роман "Чума".
31.
В этом издании представлены разные грани творчества Альбера Камю: философское произведение "Бунтующий человек", роман "Падение", шесть рассказов в сборнике "Изгнание и царство", а также три заключительные тетради из его "Записных книжек". Философия Камю художественна, а его проза философична. Литература и философия - две стороны его творчества, которое сопровождало автора всю сознательную жизнь и в котором неизменно поднимались волновавшие Камю вопросы: свобода, справедливость, смерть, ответственность...
32.
Бертран Рассел, будучи одним из крупнейших философов прошлого века, учёным, общественным деятелем и известнейшим борцом за мир, обладал также и большим литературным талантом, вследствие чего удостоился Нобелевской премии по литературе. Поэтому неудивительно, что его фундаментальный тысячестраничный труд, "История западной философии", читается легко и с интересом. Философы, богословы и учёные предстают у него как живые личности, в культурно-историческом контексте своего времени. При этом Рассел не только рассказывает о мыслителях, их системах и эпохах, в которые они жили, но также даёт и свой взгляд на них, свою оценку. Этот субъективизм не портит объективной картины, но напротив, только оживляет книгу, которая писалась во время Второй мировой войны, но не устарела и по сей день.
33.
Этот сборник эссе и статей выдающегося мыслителя, учёного и общественного деятеля Бертрана Рассела составлен по религиозной и нравственной тематике. Отстаивая дух свободомыслия и честный интеллектуально-этический поиск, Рассел, опираясь на факты истории и современности, подвергает критике любой обскурантизм и фанатизм, от религиозного до идеологического. Помимо работ Рассела в сборнике также представлен его диспут с отцом Коплстоном, священником-интеллектуалом ордена иезуитов. Завершается книга приложением, где Пол Эдвардс подробно описывает ограничения в преподавательской деятельности, с которыми Расселу пришлось столкнуться в США в результате противодействия особо ретивых верующих. В современном английском предисловии к этому изданию приводятся возражения Т. С. Элиота на эссе Рассела "Почему я не христианин".
34.
Бертран Рассел, известный преимущественно в качестве философа, математика, публициста и общественного деятеля, предстаёт в этой книге как писатель. Два сборника, "Сатана в предместье" и "Кошмары знаменитостей", включают в себя повести и рассказы, исполненные как юмора, так и размышлений, характерных для Рассела-мыслителя. Примечательно, что написал он их, когда ему исполнилось 80 лет!
35.
В "Непобедимом Солнце" Виктор Пелевин остаётся верен самому себе, - с одной стороны, описывая через своих героев современную нам реальность, а с другой стороны, пытается осмыслить природу реальности как таковой. Поэтому главная героиня романа, Саша, путешествуя в обычном мире, в то же время постоянно соприкасается с миром иным - от мистического опыта при посещении ашрама Шри Раманы Махарши до прохождения буддийского ретрита по методу Гоенки. Отсюда возникает и второй план романного повествования, где в числе главных действующих лиц оказываются, в частности, римские императоры Каракалла и Элагабал...
36.
"Смотритель" - очередной роман Виктора Пелевина, прочитанный мной с интересом и удовольствием, за пять дней. Это вполне классический и узнаваемый Пелевин, где внутреннее превалирует над внешним, мистическое над обыденным, чудесное над материальным. Почти всё действие романа происходит в параллельном мире, - Идиллиуме, - созданном Тремя Возвышенными. Идиллиум находится словно бы в тени нашей Земли, заимствуя у неё различные достижения культуры и техники и трансформируя их. Повествование ведётся от имени Смотрителя Идиллиума, Алексиса II де Киже, пытающегося разгадать тайны Идиллиума, Ветхой Земли и всего Бытия.