ЗДАРРРРРРРРРРРРОВА
НАРЫЛ В ИНТЕРНЕТЕ...
in КРИШНА (др.-инд. krsna, букв. <чёрный>, <тёмный>, <тёмно-синий> ), индийский бог-пастух, сын Васудевы и Деваки; главный эротический символ индусской культуры. Кришна - <вечный юноша>, аватара (8-я инкарнация) Вишну; у него синяя кожа. <Тантрараджа-тантра> утверждает, что бог Кришна, в которого были <безнадежно влюблены все женщины Бриндабана>, является, на самом деле, воплощением Лалиты (Великой Богини), заключающей в себе всех женщин и приводящей всех в восторг и что вся красота и всё очарованье Кришны - не что иное как отражение красоты и очарования Великой Матери.
Предполагают, что <чернота> Кришна - свидетельство южноиндийского, дравидского происхождения его образа. Цвет тела Кришна - тёмно-синий или тёмно-лиловый (реже он изображается совсем чёрным, тёмно-зелёным или тёмно-коричневым) и сравнивается с цветом дождевой тучи, несущей освобождение от смертоносной жары. Кришна по природе своей - прежде всего защитник, избавитель. Но для индийца в слове <Кришна>, <Чёрный>, есть также что-то недоброе, зловещее; это же имя носят (в ведах и позже) различные демоны-асуры. В мифологии джайнов и буддистов Кришна - фигура отрицательная (у буддистов - глава чёрных демонов, врагов Будды). В индуистской мифологии недобрые свойства Кришна объясняются ссылками на непостижимость природы бога, его неподвластность человеческим нормам и, как правило, оттеснены на второй план или переосмыслены.
Самое раннее упоминание о Кришне, сыне Деваки, - в <Чхандогья-упанишаде>, где он - ученик наставника Гхоры Ангирасы. Однако неясно, тот ли это Кришна, деяния которого описаны в <Махабхарате>, <Хариванше> и пуранах. В <Махабхарате> Кришна действует преимущественно как воитель и политик, союзник пандам>, мудрый, мужественный, но порой вероломный в отношениях с врагами. В <Бхагавад-гите>, включённой в <Махабхарату> вставной поэме, Кришна - колесничий Арджуны - перед битвой на Курукшетре являет себя как высшее божество (Вишну) и излагает религиозно-философскую доктрину, получившую (в различных толкованиях) большую популярность в Индии, а позже и за её пределами. В традиционном списке десяти аватар Вишну Кришна занимает восьмое место. Но иногда (напр., в <Гита-говинде> Джаядевы) Кришна считается более чем аватарой - полным проявлением Вишну, а его место в десятке аватар занимает Баларама. <Вхагавата-пурана> называет двадцать две аватары Вишну, в числе которых и Кришна (двадцатый), и Баларама (девятнадцатый). В <Бхагавата-пуране> (а также в <Вишну-пуране>, в более поздней <Брахмавайварта-пуране> и в других пуранах) содержится изложение <биографии> Кришна с теологическими разъяснениями.
В городе Матхура правил неправедный царь Канса. Чтобы избавить от него землю, Вишну решает родиться в человеческом облике. Канса слышит предсказание, что он умрёт от руки восьмого сына своей двоюродной сестры Деваки, и убивает всех рождающихся у неё от Васудевы сыновей. Спасается лишь седьмой сын Баларама, а восьмого сына, Кришну, едва тот родился, Васудеве чудесным образом удаётся переправить на другой берег Ямуны, где он воспитывается в семье пастуха Нанды и его жены Яшоды. Канса, узнав об исчезновении новорождённого, приказывает убить всех младенцев в Матхуре. Детство Кришны, его шалости (похищение масла у Яшоды, одежд у купающихся пастушек и др.) и подвиги (убийства демонов, которых подсылает Канса, поглощение пламени лесного пожара и спасение от него коров и пастухов, победа над повелителем змей Калией; поднятие над головой горы Говардхана, чтобы прикрыть от дождя пастухов, пастушек и их скот, и др.) - излюбленные темы индийской поэзии.
Ещё более популярная тема - любовь гопи (санскр. <пастушек> ) к отроку Кришне. Он был восхитительным ребенком с голубой кожей. Своей красотой и игрой на флейте он очаровал всех замужних и незамужних женщин деревни. Заслышав свирель пастуха Кришны, пастушки, бросая мужей и домашние дела, бегут к нему и танцуют с ним в экстазе на берегу Ямуны. Первой среди гопи была Радха (санскрю <слониха> ) - жена пастуха Айянагхоши. <Вайшнава-тантра> утверждает, что Радха <ничем не отличалась> от своего божественного любовника. Рассказ достигает кульминации во время расалилы - весеннего хоровода, который завершается групповым совокуплением Кришны со всеми девами-пастушками. Некоторые авторы утверждают, что Кришна мог принимать несколько обликов и заниматься любовью со многими женщинами одновременно.
Гопи считаются воплощениями богини Лакшми и их иногда называют <Шакти, испытывающими любовное томление>. Существует легенда о том, что однажды Рама (прежняя аватара Вишну) защитил мудрецов от демонов, и мудрецы были покорены его величественной красотой. Им страстно захотелось обнять Раму, но герой уклонился от их объятий пообещав, что в следующем рождении он явится на землю в образе Кришны, а мудрецы переродятся в гопи и смогут обнимать его сколько угодно. Большинство гопи были замужними женщинами, но их частые отлучки из дому и любовные <шашни> с Кришной проходили <незамеченными>. Очевидно, они не вызывали у мужей ни малейшего беспокойства. Хотя благонамеренное индийское общество осуждало и запрещало супружескую неверность, <недозволенные> сношения с богами все же имели статус священного ритуала. Пастушки и их влечение к Кришне трактуются индусами как символ человеческих душ, устремлённых к слиянию с богом и что, даже, что любовь гопи не имела плотского характера, а была проявлением бхакти-йоги. Эротический танец множества женщин вокруг Кришны называют кришна-лила, превращение психической энергии. Каждая из пастушек полагает, что с богом танцует только ее конкретная сущность.
Однажды Кришна сидел на берегу пруда и, подобно древнегреческому Нарциссу, влюбился в свое отражение. Обменявшись телом с Радхой, Кришна совокупился с самим собой. В другой раз Кришна переоделся в гопи. Когда он обнялся с Радхой, его любовница внезапно превратилась в Кришну. Как-то раз несколько гопи приняли форму Радхи, а остальные - форму Кришны и стали танцевать <в обнимку>. Рассказывают также, что, когда сам бог любви Кама увидел <жемчужные> ногти на ногах Кришны, ему страстно захотелось стать одной из гопи.
Но однажды Кришна покидает пастушек, чтобы выполнить свой долг - убить Кансу. Убийством тирана завершается юность Кришны. Из пастуха он превращается в воина и политика: восстанавливает справедливую власть в Матхуре и защищает город от демонов, мстящих за Кансу. При этом Кришна переводит всех жителей Матхуры - ядавов - в Двараку, новый город, который по его приказу строится за одну ночь. Совершая дальнейшие подвиги, Кришна обретает сначала восьмерых жён (первая из них Рукмини), а затем ещё 16 100 жён. Обладая чудесной способностью пребывать одновременно со всеми жёнами, Кришна производит многочисленное чудесное потомство. В <Махабхарате> рассказывается о том, как Кришна участвовал в битве на Курукшетре, которая положила конец деспотии нечестивых Кауравов, оскорбивших Мать-Землю. Именно он вдохновляет Арджуну начать битву, изложив ему учение об иллюзорности всего сущего (записанное в знаменитой <Бхагавад-гите> ) и продемонстрировав свой божественный облик Творца Вселенной. После битвы на Курукшетре, которая завершает круг земных дел Кришны-Вишну, Кришна, решив вернуться в божественные сферы, сначала уничтожает весь город ядавов, а затем и сам погибает от стрелы охотника, принявшего его за оленя.
Однако, несмотря на все эти великие дела, индийцы все равно помнят и чтят Кришну прежде всего как прекрасного юношу-пастуха, возлюбленного Радхи (хотя в некоторых сектах и областях Индии преобладает культ Рукмини) и многочисленных пастушек. В средневековой индийской поэзии и живописи образ Кришны-любовника получает различные трактовки: и религиозно-аллегорические, и вполне мирские, - грани между которыми установить подчас весьма трудно. В 19-20 вв. некоторые индийские авторы, испытавшие влияние европейской культуры, пытались <очистить> образ Кришны от эротики и представить Кришну образцом политического, государственного деятеля (Бонкимчондро Чоттопаддхай в трактате <Жизнь Кришны>; Айодхъясинх Упадхьяй Хариаудх в поэме <Любимый на чужбине> ). Сходство некоторых моментов в мифе о Кришне и в преданиях о жизни Иисуса Христа, а также фонетическая близость имён (<Кришна>, в другом произношении <Кристна>, <Христос> ) давали основания некоторым исследователям видеть в Кришне видоизменённый образ Христа, некогда занесённый в Индию кочевыми племенами.
Мифологическая история гопи воспроизводится во время ежегодных празднеств плодородия и сбора урожая в Индии (холи или холака), которые посвящены богу Кришне, его любовнице Радхе (почитается индийской богиней, которая управляет жизненными энергиями, считается воплощением Лакшми), гопи и сопровождаются играми и хороводами, а также различными сексуальными вольностями. Во время холи люди поливают друг друга подкрашенной водой, осыпали цветной пудрой, поют эротические песни и участвовуют в ритуальном промикуитете. Макким Мэриот (1968) явился очевидцем одного холи: <Огромная толпа поселян наблюдала за тем, как вошедший в раж танцовщик... извивался в страстном танце и мастурбировал; затем, совершив нечто наподобие pas de deux, он соединился с женщиной из толпы, имитируя акт педерастии. Все действо сопровождалось бешеным стуком барабанов. А во время женского ритуального <танца гопи> одни из его участниц одеваются в мужские одежды, другие - в женские. Первые выступают в роли <кришн>, а вторые - в роли <радх>. Танцуя, девушки обнимаются и ласкают друг друга.
Шамба
Сын Кришны. Одевается в женские платья, соблазняет женщин и глумится над ними. За эти и прочие проделки боги прокляли Шамбу, но со временем смилостивились над ним и сделали его покровителем евнухов, транссексуалов и гомосексуалистов.
Сакхибхавы (санскр. <скопцы> ) - индусская секта поклонников Кришны и Радхи. Ее членами являются гермафродиты, евнухи и транссексуалы. Сакхибхавы носят женскую одежду и стараются во всем подражать женщинам (даже имитируют менструации). Они стремятся стать гопи - подругами Радхи. При половых связях с другими мужчинами сакхибхавы занимают пассивную позицию. Учение секты базируется на следующей легенде. Как-то раз Кришна повздорил с Радхой. Стараясь искупить свою вину, он переоделся в женское платье (вероятно, в платье гопи). Радха страстно обняла его, и боги помирились. После этого сама Радха превратилась в Кришну. Самоотождествление жрецов и паствы с Радхой и гопи носит название мадхура-бхава - <сладостное настроение>. В Бхагавата-пуране упоминаются случаи взаимной любви между гопи, объединенными любовью к Кришне. Сакхибхавы служат, как правило, <священными проститутками>. Совокупляясь с другими мужчинами, они переживают союз женского (Радха) и мужского (Кришна) начал и познают высшее блаженство - хладини-шакти.
Кришнадас писал, что <на самом деле все конечные существа - лишь эманации или лики Радхи>. Индийский мистик XV в. Чайтанья считал себя воплощением одновременно Кришны и Радхи, одевался в женское платье и называл себя <любовником Кришны>. В ХIХ в. мудрец Рамакришна также подражал в одежде Радхе и считал себя возблюбленным Господа.