Что читаем и зачем?

Интеллигентность человека определяется не наличием сдерживающих факторов, а их отсутствием. Как говорил один мой товарищ, "Если щенка много бить, из него вырастет трусливая и злая собака".

Модератор: Владо Иреш

Re: Что читаем и зачем?

Непрочитанное сообщение Banovroth » Ср дек 06, 2023 4:09 pm

Бенедикт Андерсон "Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма"
Брат знаменитого английского интеллектуала Перри Андерсона объясняет причины и методики формирования наций и официального национализма в Европе, Америке и Азии.
На теле Европы это выглядело наиболее интересно. Кризис идеи "божьего помазанника" и развитие книгопечатания, давшее распространение негосударственных языков, вынудили аристократию взять на вооружение идею нации (раскрученной университетскими лингвистами), чтобы направить её на удержание своей власти.
В этой связи особенно показателен случай «Англии», находившейся на северо-западной окраине латинской Европы. До норманнского завоевания литературным и административным языком королевского двора был англосаксонский. В последующие полтора столетия фактически все королевские документы составлялись на латыни. В период с 1200 до 1350 г. эта государственная латынь уступила место норманнскому французскому. Тем временем из медленного сплавления этого языка иноземного правящего класса с англосаксонским языком подданного населения родился староанглийский язык. Это сплавление позволило новому языку после 1362 г. занять, в свою очередь, место юридического языка, а также сделало возможным открытие парламента. В 1382 г. последовала родноязычная рукописная Библия Уиклифа. Важно иметь в виду, что это была последовательность «государственных», а не «национальных» языков, и что государство, о котором идет речь, охватывало в разное время не только нынешние Англию и Уэльс, но и части Ирландии, Шотландии и Франции. Разумеется, широкие массы подданных этого государства либо знали плохо, либо вообще не знали ни латинский язык, ни норманнский французский, ни староанглийский.
<...>
В любом случае «выбор» языка производит впечатление постепенного, неосознаваемого, прагматического, если не сказать случайного процесса. И будучи таковым, он разительно отличался от сознательной языковой политики, проводимой монархами XIX в. перед лицом нарастания aгрессивных народных языковых нациoнализмов. Одним из явных признаков этого отличия служит то, что старые административные языки представляли собою вот что: языки, используемые чиновничеством и для чиновничества ради его собственного внутреннего удобства. Не было и мысли о систематическом насаждении этого языка разным населениям, находившимся под властью монархов. Тем не менее возведение этих родных языков в статус языков-власти, где они в некотором смысле конкурировали с латынью (французский в Париже, староанглийский в Лондоне), внесло свой вклад в упадок воображаемого сообщества христианского мира.

В XVIII в. укpаинский (малороссийский) язык встречал презрительно-терпимое отношение как язык деревенщин. Однако в 1798 г. Иван Котляревский написал свою «Энеиду», необычайно популярную сатирическую поэму об yкраинской жизни. В 1804 г. был основан Харьковский университет, который быстро превратился в центр бурного развития yкраинской словесности. В 1819 г. увидела свет первая укpаинская грамматика — всего через 17 лет после официальной русской. А в 30-е годы XIX в. последовали сочинения Тараса Шевченко, о котором Сетон-Уотсон пишет, что «формирование принятого yкраинского литературного языка было обязано ему больше, чем кому бы то ни было. Употребление этого языка стало решающей ступенью в формировании yкраинского национального сознания». Вскоре после этого, в 1846 г., в Киеве была основана первая укpаинская националистическая организация — причем основана историком!

Как мы увидели, «официальный национализм» с самого начала был осознанной политикой самозащиты, тесно связанной с консервацией имперско-династических интересов. Но едва лишь он вышел на «всеобщее обозрение», как стал таким же копируемым, как и прусские военные реформы начала XIX в., причем копируемым той же разновидностью политических и социальных систем. Одной из устойчивых черт этого стиля национализма была и остается его официальность; иначе говоря, он исходит от государства и служит, в первую очередь и, прежде всего, его интересам.
Изображение
Аватара пользователя
Banovroth
заслуженный масон
заслуженный масон
 
Сообщения: 725
Зарегистрирован: Ср сен 23, 2015 10:15 am

Re: Что читаем и зачем?

Непрочитанное сообщение Banovroth » Сб янв 06, 2024 7:11 pm

Славой Жижек "О насилии"

Изображение
Изображение
Аватара пользователя
Banovroth
заслуженный масон
заслуженный масон
 
Сообщения: 725
Зарегистрирован: Ср сен 23, 2015 10:15 am

Re: Что читаем и зачем?

Непрочитанное сообщение admin » Сб янв 06, 2024 7:38 pm

Нам в странах третьего мира тоже было трудно представить себе подобную дикость, пока не пришел Майдан, но теперь-то другое дело
Обсуждайте кино, а не друг друга.
Аватара пользователя
admin
Site Admin
 
Сообщения: 8695
Зарегистрирован: Пт сен 14, 2012 6:50 am

Re: Что читаем и зачем?

Непрочитанное сообщение Banovroth » Сб янв 27, 2024 10:05 am

Эрик Хобсбаум "Бандиты"

Изображение
Изображение
Аватара пользователя
Banovroth
заслуженный масон
заслуженный масон
 
Сообщения: 725
Зарегистрирован: Ср сен 23, 2015 10:15 am

Re: Что читаем и зачем?

Непрочитанное сообщение Banovroth » Вт фев 20, 2024 4:03 pm

Бернард Шоу “Социализм для джентльменов” (сборник эссе)

Автор был махровым сталинистом, и - как следствие - имел крайне безжалостное представление о социализме, который он представлял как всеобщий трудовой лагерь с поощрениями в виде чинов за послушание и хорошую работу и расстрелами за праздность.
Есть несколько областей, в которых введение социализма потребовало бы такого революционного изменения нашей конституции; но мне приходится говорить только об одном основном изменении, которое повлечет за собой все остальное. Это – безжалостное истребление паразитической праздности. Принудительный труд, со смертной казнью, как высшей мерой наказания для ослушников, является краеугольным камнем социализма. Формула: «Нетрудящийся – да не ест», в настоящее время читается: «Если у человека нет денег, чтобы купить пищу, – пусть он умирает с голоду». Социалистическое государство заставило бы миллионера работать, не взирая на его деньги, точно так же, как наши недавние военные трибуналы заставляли его сражаться. Чтобы выяснить это положение вполне, мы должны углубиться в общую мораль социализма, которая, подобна всякой общей морали, должна быть основана на религии; то есть на общей вере, связывающей воедино всех людей инстинктивным приятием основного догмата. Догмат этот заключается в сознании того, что мы во что бы то ни стало должны не только поддерживать свое существование, но и увеличивать нашу силу и знание, несмотря на положение (высказываемое любым рационалистом), что игра не стоит свеч, поскольку она не дает выгоды отдельному индивидууму.
<...> Ребёнка приходится несколько лет кормить, одевать, снабжать помещением, лечить, воспитывать и так далее в кредит. К тому моменту, когда ребёнок окажется в состоянии производительно трудиться и будет в долгу за всё, что он потребил с момента зачатия, – социалистическое государство предъявит ему соответствующий счёт. Ему придётся, следовательно, не только поддерживать себя производительным трудом, но работать также для погашения своего долга. <...>
Социалистическая мораль по этому вопросу весьма проста. Она рассматривает человека, уклоняющегося от уплаты своего долга обществу (этот долг в сущности есть долг природе), как подлого вора, который должен быть лишен прав, сослан, изгнан, расстрижен, вычеркнут из списков....
<...>
Социалистическое государство ни на мгновение не потерпело бы такой угрозы обществу, как стачка. Если какой-нибудь профессиональный союз попытался бы прибегнуть к стачке, старый капиталистический закон против тред-юнионов, как общества заговорщиков, был бы вновь введен в действие в двадцать четыре часа и безжалостно приведен в исполнение. Такое чудовищное явление, как недавняя забастовка шахтеров, когда горнорабочие использовали все свои сбережения для причинения вреда своим соседям и уничтожения национальной промышленности, была бы немыслима при социалистическом строе.
<...>
К этому нечего прибавить, пока не будет признано, что не может быть жизни без выполнения долга природе и что нет свободы вне беспристрастного распределения работы и принудительного ее исполнения. Долг природе нельзя рассматривать, как коммерческий долг, платеж по которому один человек может взять на себя за другого, подобно платежу по векселю. Это личный долг, который может быть погашен только тем индивидуумом, который сделал его. Если кто скажет: «Мой дед работал за шестерых», – ответ должен быть: «Превзойди своего деда и поработай за семерых. Таким образом, мир выиграет от твоего существования, так же как он выиграл от существования твоего деда; и ты не испортишь его доброго дела праздностью»…

В то время как другие авторы видели в социализме долгожданное избавление от порабощения работой.
Теперь должно быть ясно, что никакой авторитарный социализм не пройдет. Потому что, если при существующей системе всё же существует большое число людей с определенной долей свободы для выражения и счастья, то при индустриально-барачной системе, т.е. при системе экономической тирании, напротив, никто не сможет иметь пусть даже неполной свободы. Можно сожалеть, что часть нашего общества находится практически в рабстве, но предлагать решение проблемы, порабощая всё общество - наивно. Каждый человек должен быть оставлен в покое для выбора работы по душе. Никакая форма насилия не должна применяться к нему. Если же его заставляют работать, то, во-первых, работа не будет ему по душе, и, во-вторых, она будет плохо выполнена и, следовательно, не годится для других. От неё никому не будет проку. А под работой я подразумеваю любой вид деятельности.

Оскар Уайльд "Душа человека при социализме"
Изображение
Аватара пользователя
Banovroth
заслуженный масон
заслуженный масон
 
Сообщения: 725
Зарегистрирован: Ср сен 23, 2015 10:15 am

Re: Что читаем и зачем?

Непрочитанное сообщение Banovroth » Чт мар 28, 2024 3:12 pm

Тиккун "Введение в гражданскую войну"

Политический трактат от коллектива французских интеллектуалов из одноимённого журнала конца 90х годов. Материал в виде тезисов и пояснений, описывающих концепцию перманентной вражды между Государством и непокорными индивидами, стоящими на пути сопротивления его экономическим и этическим интересам. Написано под влиянием Хайдеггера, Ги Дебора и Фуко.
Сама идея «народа» (расы, класса, этноса, нации) как массового восприятия формы‑жизни всегда опровергалась тем фактом, что этические разногласия внутри каждого «народа» всегда оказывались более значимыми, чем между самими «народами».
<…>
Сегодня, когда само «общество» уже не более чем гипотеза, причём не из самых правдоподобных, делать вид, что защищаешь его от фашизма, латентно присущего любым сообществам, — такие стилистические упражнения пропитаны лицемерием. Потому что кто ещё называет себя в наши дни «обществом», как не имперские граждане, которые объединились, или, точнее, сбились в банду по отрицанию очевидного и окончательного разрушения Империи, по отрицанию онтологической очевидности гражданской войны?
Нет сообщества за пределами единичных отношений. И никогда не существует конкретного сообщества, лишь сколько‑то текучей сообщности.

Империя не существует и никогда не существовала юридически, как институт, потому что ей это не надо, в отличие от современного Государства, которое хотело быть системой закона и институтов, империя — это гарант непрерывного повсеместного увеличения числа норм и механизмов. В обычное время эти механизмы и есть империя.
<...>
Империя, в итоге, такова, что может быть повсюду, она находится в каждой точке пространства, в зазоре между нормальным состоянием и исключительной ситуацией. Империя достаточно сильна, чтобы быть способной на бессилие.
<...>
Единство Империи достигается не какой‑то формальной надстройкой над реальностью, а на самом базовом, на молекулярном уровне. Единство Империи — не что иное, как всемирное единообразие приглушённых форм‑жизни, которое производит союз Спектакля и Биовласти. Единообразие скорее переливчатое, чем пёстрое, сотканное из безусловных отличий, но отличий по отношению к норме. Нормализованных отличий. Статистических погрешностей. При Империи ничто не запрещает быть немного панком, слегка циником или практиковать умеренный БДСМ. Империя терпит любые прегрешения, пока они остаются в формате soft. Здесь мы имеем дело уже не с тотализацией, априори волюнтаристской, но с атомарной калибровкой субъективностей и тел.
Изображение
Аватара пользователя
Banovroth
заслуженный масон
заслуженный масон
 
Сообщения: 725
Зарегистрирован: Ср сен 23, 2015 10:15 am

Пред.

Вернуться в Для общения пользователей, которые не определились с темой

Обнаружены разумные существа

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 200